(Феодосийской и Керченской епархии), находится близ с. Краснокаменка (Кизилташ) Феодосийского р-на Крыма. Основан в 1856 г. архиеп. Херсонским и Таврическим свт. Иннокентием (Борисовым). Название получил от красных скал (Кизилташ - татар. «красный камень»), где расположены 2 пещеры. В зап. части совр. территории К. м. находится Разбойничья пещера, в к-рой в нач. XIX в., по легенде, скрывался Алим Азамат-оглу (его называли «крымским Робин Гудом»). К западу от нее - Священная пещера с источником, его вода считается целебной.
По преданию, в VIII в. на месте К. м. располагалась летняя резиденция свт. Стефана, архиеп. Сурожского (впосл. владыка был погребен в алтаре сурожского Софийского собора). В XV в. этот храм превратили в мечеть, но верующие укрыли мощи святителя от поругания. В XIII в. Крым стал частью Золотой Орды. Наместник золотоордынского хана передал территорию мон-ря венецианским торговцам. В 1365 г. этим местом владела Генуя. После того как во 2-й пол. XV в. поселения генуэзцев пришли в упадок, Судак и др. владения итал. торговцев были захвачены турками-османами. Христ. святыни Кизилташа пребывали в запустении. В сер. 20-х гг. XIX в. в целебном источнике Священной пещеры, к-рый почитался местными жителями различных вероисповеданий, пастух нашел икону Успения Пресв. Богородицы, впосл. перенесенную в монастырский храм (ее местонахождение неизв.). Чудесное обретение иконы не осталось без внимания паломников. Историк и этнограф П. И. Кёппен после путешествия по Крыму в 1837 г. писал, что «близ Отуз, верстах в шести от деревни, несколько вправо от дороги таракташской, есть в скале Кизилташской пещера глубиною на 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев. В конце оной на столе, заменяющем алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты величиною вершков в пять, на коем иссечен лик какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу» (Кёппен. 1837. С. 37).
Ок. 1851 г. близ пещер урочища Кизилташ поселились 2 странника: бывш. крепостной крестьянин из Калужской губ. Андроник и отставной вахмистр Пантелеимон. Андроник убедил кизилташского землевладельца доктора Виноградова продать участок земли (157 дес.) действительному статскому советнику М. И. Кашкадамову, к-рый передал ее в собственность буд. киновии. Архиеп. Иннокентий выделил 8 тыс. р. на приобретение земли, а также способствовал скорейшему утверждению сделки в законодательном порядке. Именно на этом участке земли и был основан мон-рь.
Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского муж. мон-рь. Хромолитография. Нач. ХХ в.В 1852 г. состоятельные прихожане из Феодосии и Судака подали архиеп. Иннокентию прошение об учреждении в Кизилташе «молитвенного пристанища или киновии». В следующем году святитель посетил Кизилташ. Когда по его просьбе надворная советница Екатерина Виноградова пожертвовала буд. обители 3 дес. земли с лесом, святитель благословил отшельников Андроника и Пантелеимона начать строительство общежительной киновии. Были сооружены молитвенный дом во имя свт. Стефана и 2 жилых помещения. В мае 1856 г. в обитель был назначен 1-й настоятель - иером. Арсений, насельник Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря. В отчете в 1857 г. он писал о состоянии К. м.: «...кроме ветхого домика, имеется еще 4 землянки, покрытые черепицею, где помещалось 11 человек братии. Они были собраны Андроником, который как сам, так и другие, не умеют хорошо ни читать, ни петь по-церковному». Архиеп. Иннокентий, скончавшийся в 1857 г., завещал на содержание крымских мон-рей 100 акций Русского об-ва пароходства и торговли. Часть этих акций полагалась и К. м. В том же году в киновии была освящена глинобитная ц. во имя свт. Стефана Сурожского. Андроник и Пантелеимон приняли монашество, после чего Андроник покинул мон-рь и отправился на Афон, а Пантелеимон (в монашестве Пахомий) оставался в К. м. вплоть до своей кончины (1874).
20 авг. 1858 г., после того как иером. Арсений был переведен в Ферапонтов муж. скит Измаильского у. Бессарабской губ., настоятелем К. м. стал игум. прмч. Парфений. В годы Крымской войны (1853-1856) он окормлял офицеров и солдат в зоне боевых действий, за храбрость получил награды от правительства и Синода. После войны иером. Парфений, обладавший познаниями в инженерном деле, разработал проект подъема кораблей, в сент. 1854 г. затопленных в Севастопольской бухте. За неск. лет трудами игум. Парфения в К. м. были построены монашеские кельи, 2 гостиницы для паломников, сооружена мельница, устроены огороды и виноградники, скотный двор, хлев для коров и конюшня, к обители проложили дороги. Помимо работ в К. м. с 1862 г. игум. Парфений участвовал в строительстве ц. во имя прмц. Параскевы в соседнем Топловском жен. мон-ре и являлся попечителем этой обители.
Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского мон-рь. Гравюра Берндта и Бертрана. 1867 г. (Лейпциг)С учреждением самостоятельной Таврической епархии (16 нояб. 1859) при еп. Таврическом и Симферопольском Алексии (Ржаницыне) в К. м. ссылали провинившихся клириков. Поскольку духовная консистория не выделяла средств на их содержание, все тяготы по обеспечению ссыльных ложились на плечи насельников. Так, игум. Парфений писал в отчете: «В Кизилташе все эпитимийцы пользуются наравне с братией: трапезой, чаем два раза в день и порциями водки или вина в известное время...»
Епархиальное начальство, направляя игум. Парфения в Кизилташ, полагало, что он сможет развернуть строительство в новооснованной киновии, а также преодолеет недоброжелательное отношение татар-мусульман, составлявших значительную часть населения Юж. берега Крыма. По свидетельству публициста и путешественника Е. Л. Маркова, «практический глаз Парфения скоро разоблачил плутни татар, управлявших судакскими садами русских владельцев и доводивших их почти всегда до грустного состояния. Некоторые из управляющих лишились своих мест по доброму совету Парфения». Кроме того, местные жители разоряли и монастырский лес. Когда в очередной раз игум. Парфений застал их на месте преступления (воровство), злоумышленники избили настоятеля. Обращения игум. Парфения к губернатору Тавриды А. А. Солнцеву и еп. Таврическому и Симферопольскому Алексию (Ржаницыну) оказались безрезультатны. Глава Таврической консистории прот. Григорий Брюховецкий не стал выяснять положение дел и в ответ на прошения игумена «отписал ему выговор» за «излишне прямые выражения, оскорбительные для должностных лиц».
22 авг. 1866 г. игум. Парфений был убит на пути из Судака в мон-рь. Чтобы скрыть следы преступления, злоумышленники сожгли тело настоятеля. Крестьянин Якуб из дер. Таракташ, искавший в лесу пропавших волов, встретил разбойников. Убийцы взяли с него клятву не выдавать их, запугали и даже по татар. обычаю заставили есть землю. Однако Якуб проговорился, и их схватили. Дело обвиняемых в убийстве игум. Парфения рассматривал Феодосийский военно-полевой суд. Трое были приговорены к смертной казни через повешение. Останки игум. Парфения были собраны и 2 дек. 1866 г. по благословению еп. Таврического Алексия погребены недалеко от мон-ря. На пожертвования судакской помещицы Д. И. Рудневой и др. почитателей игумена был поставлен памятник из белого мрамора с чугунным крестом. Надпись на памятнике гласила: «Отец Парфений, игумен Кизилташской киновии, убит и сожжен таракташскими татарами 22 августа 1866 года на 51 году от рождения». В авг. 2000 г. Архиерейский Собор РПЦ причислил игум. Парфения к лику святых (пам. 22 авг.).
6 сент. 1866 г. К. м. возглавил иером. Николай (Левченко), в 1870 г. утвержден в должности настоятеля и 17 мая 1881 г. возведен в сан игумена. При нем насельники преобразовали в огороды и места для сенокосов ок. 7 дес. дикой земли. Шесть продольных террас, на которых располагались монастырские постройки, были обсажены фруктовыми деревьями. К этому времени мон-рь имел 35 голов скота, в искусственном пруду разводили карпов. В 1870 г. в К. м. была выстроена и в 1871 г. освящена летняя каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с колокольней, а в 1885 г. на месте 1-й глинобитной церкви сооружен зимний храм во имя св. Стефана Сурожского с ризницей, кельями для пономаря и послушников. К кон. XIX в. в Успенской ц. над царскими вратами находилась чтимая икона Успения Пресв. Богородицы, обретенная пастухом в сер. 20-х гг. XIX в. в источнике Священной пещеры.
При игум. Николае в К. м. был сослан за некие провинности иером. Сампсон, знавший «как никто все грибные и ягодные места». Во 2-й пол. XIX в. фольклорист Н. А. Маркс записал сказание «Грибы отца Самсония», посвященное иеромонаху. Этот рассказ, включенный в сборник легенд Крыма, возможно, основан на реальных событиях и свидетельствует о нравах, сложившихся в обители. По словам Маркова, игум. Николай - «человек не книжный, но зато бравый и деятельный хозяин, который отлично знает, как прививать черенки, как объездить лошадь, как подкараулить татарина на порубке монастырского леса. Он говорил с большим одушевлением о своей скотине, особенно о ее необыкновенной сметливости, о своих коммерческих проектах, об урожае, о воровстве татар. Он был в миру торговым человеком и не покинул своих практических вкусов, надев рясу». Игум. Николай был уличен в пьянстве, и 14 сент. 1889 г. киновию возглавил иером. Митрофан.
13 мая 1890 г. настоятелем К. м. стал иером. Илия, бывш. духовник Киево-Печерской лавры. При нем были выстроены 3-этажный корпус с подвалом и неск. келий и флигелей, расчищен сероводородный источник, над к-рым поставлен деревянный сруб. В том же году игум. Илия обратился к еп. Таврическому и Симферопольскому Мартиниану (Муратовскому) с просьбой передать К. м. земельный участок в 300 дес. В прошении игумен сетовал на недостаток пахотной и пастбищной земли, а также обещал епископу на выделенном участке учредить начальную церковную школу для обучения 25 мальчиков. Еп. Мартиниан отказал игум. Илии, посчитав, что у монастыря достаточно земельных владений. Получив отказ преосвященного, игумен нашел способ расширить угодья монастыря, купив на собственные средства 70 дес. леса. В кон. окт. 1892 г. игум. Илия по болезни был уволен на покой, 14 сент. 1893 г. на его место назначен иером. Маркиан.
К нач. XX в. К. м. располагался на 7 террасах, разбитых на горных склонах. Ему принадлежало 227 дес. земли (248 га), ок. 10 га занимали огороды, сад и виноградник. В монастырском хозяйстве имелось ок. 40 голов крупного рогатого скота, лошади, козы и домашняя птица. В саду рос ливанский кедр. На территории мон-ря находились 3 пруда, источник в Священной пещере, а в балке - Монастырский ручей (Лагым-Узень). Были устроены колодцы близ Успенского храма и в Разбойничьей пещере (сохранился). У сероводородного источника на монастырской территории братия построила грязелечебницу. На 1894 г. доход обители составлял 18 179 р. 79 к.; чистая прибыль - 3960 р. 53 к. 21 марта 1905 г. имп. Николай II повелел приписать обители 232,7 кв. саж. земли в Феодосии для устройства подворья.
К. м. посещали имп. Николай II с семьей, художники И. К. Айвазовский, К. Ф. Богаевский, а также кн. Л. С. Голицын, считающийся основоположником рус. виноделия в Крыму.
К 1894 г. в К. м. проживали 65 насельников, к 1904 г.- игумен, 21 монах, 31 послушник. Со 2-й пол. 90-х гг. XIX в. в К. м. усугубился конфликт между насельниками. В 1897 г. часть братии во главе с монастырским свящ. Никитским, иером. Афанасием, иеродиак. Антонием и иеродиак. Трифоном стала выражать недоверие настоятелю иером. Маркиану, к-рый, по их мнению, злоупотребляя служебным положением, допускал финансовые нарушения, поощрял доносы, осуществлял незаконное вскрытие и чтение писем иноков. Решением Таврической духовной консистории свящ. Никитский был переведен «на черные работы» в Космы и Дамиана муж. мон-рь в Алуште, иером. Афанасий сослан в керченский Катерлезский во имя вмч. Георгия мон-рь, иеродиаконам Антонию и Трифону сделан выговор. В нач. XX в. настоятелем был назначен игум. Сергий, казначеем - иеродиак. Мирон, но им не удалось разрешить внутренние конфликты. В марте 1906 г. новым настоятелем стал бывш. эконом архиерейского дома иером. Аркадий. Очередные зачинщики беспорядков, монахи Мамант и Максим, были переведены в Инкерманский во имя сщмч. Климента и Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы монастыри. В февр. 1907 г. на подворье в г. Феодосия были зверски убиты мон. Еразм и послушник Александр Гостищев. На месте преступления был найден окровавленный топор, но виновников обнаружить не удалось.
22 апр. 1920 г. К. м. был разграблен, возможно бандами анархистов, скрывавшимися в горах во время гражданской войны; из обители похищены деньги, документы, сберегательные книжки и процентные банковские бумаги на сумму 83135 р.
Церковь во имя прп. Серафима Саровского Кизилташского мон-ря. Фотография. 2011 г.К кон. 1920 г. на территории К. м. проживали архим. Мелхиседек, иеромонахи Дорофей (Тригуб), Моисей (Сидоренко), Клим (Лучкин), Григорий (Свищев), Михаил (Иваницкий), Александр (Скляревич), Феодор (Бабенко), Макарий (Кобец), Кирилл (Мосеенко) и Иоасаф (Железняк), 9 иеродиаконов, 2 схимонаха, 14 монахов и 10 послушников, псаломщик Г. Цильбербер, а также садовник М. Русяковский с женой, доярки А. Злаченова и Н. Каменкова. Нек-рое время в К. м. подвизался иеродиак. прмч. Антоний (Корж), впосл. арестованный и расстрелянный в 1938 г. В 1997 г. определением Свящ. Синода УПЦ он был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии, на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. установлено общецерковное почитание.
В 1920 г. в нек-рых постройках обители разместилась детская трудовая колония им. М. И. Калинина. Вскоре насельники зарегистрировались как трудовая община. 7 мая 1921 г. постановлением Феодосийского уездного революционного комитета в бессрочное безвозмездное пользование «Кизилташской трудовой общине» были переданы здания 2 монастырских церквей. В документах советских органов мон-рь назывался «бывшим», а братия - «гражданами Кизилташской трудовой общины». 5 окт. 1923 г. решением Крымского центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов обитель была ликвидирована, здания переданы сельскохозяйственной артели из с. Отузы (ныне пос. Щебетовка Феодосийского р-на), храмы переоборудованы под клуб и общежитие, в 1928 г. купола сбиты. В дек. 1926 г. тот же исполком принял решение: «Успенскую и Серафимскую церкви бывшего Кизилташского монастыря в Судакском районе, как фактически закрытые в 1923 г. в момент закрытия монастыря считать ликвидированными». Последний настоятель К. м. иером. Софроний (Дубинин) некоторое время окормлял небольшую жен. общину в районе Кизилташа, затем был сослан в Чернигов, где вскоре скончался. В 1930-1941 гг. территорию Кизилташа занимал дом отдыха ВВС Московского военного окр. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в мон-ре находилась база феодосийского партизанского отряда, в 1945-1950 гг.- санаторий Московского военного окр. Во 2-й пол. 40-х гг. XX в. ряд населенных пунктов Крыма подвергся переименованиям. Так, в 1948 г. с. Кизилташ стало называться Краснокаменкой. В 1950 г. по распоряжению зам. председателя Совета министров СССР Л. П. Берии все сооружения бывш. мон-ря были взорваны, в скалах прорублены ходы и размещен арсенал ядерных боеголовок Черноморского флота. Военный городок подчинялся непосредственно 12-му Главному управлению Мин-ва обороны СССР. В 1992 г. ядерный арсенал был вывезен из Крыма.
В 1995 г. в здании Дома офицеров Краснокаменки было совершено пасхальное богослужение; 28 июля 1995 г. для служения на территории военного городка был переведен из 1-й бригады морской пехоты Вооруженных сил Украины свящ. Николай Демьянюк. 15 апр. 1997 г. в ходе расширенного заседания Свящ. Синода митр. Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) доложил об открытии К. м. 29 окт. 1998 г. Государственный комитет Украины по делам религий зарегистрировал устав обители. В дек. 1998 г. в симферопольском Свято-Троицком кафедральном соборе настоятель обители свящ. Н. Демьянюк был пострижен в монашество с именем Никон, в 2002 г. возведен в сан игумена († 4 нояб. 2015 г.).
На месте бывш. монастырского пастбища построена и освящена ц. во имя Всех святых Киево-Печерских (2002), в к-рой хранятся частицы мощей святителей Иннокентия (Борисова), Луки (Войно-Ясенецкого), патриарха свт. Тихона (Беллавина), великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, прп. Агапита Печерского, блгв. кн. Александра Невского и др. Построены деревянная ц. во имя прп. Серафима Саровского (2008-2010), братский корпус, трапезная, дом настоятеля, б-ка, хозяйственные службы. На старом фундаменте восстанавливается собор свт. Стефана Сурожского. В 2013 г. площадь монастырских владений составляет 8,2 га. Подворьем К. м. является храм в честь Покрова Пресв. Богородицы (1819-1828) в г. Судак.
29 янв. 2016 г. Свящ. Синод Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) назначил на должность наместника (игумена) К. м. архим. Марка (Александрова).